19 августа. В этот день русские войска продолжили отступление - организованно, сохраняя боевые порядки. Подробнее - исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко в рубрике "Уроки истории".
Только знающий, опытный взгляд, мог разглядеть, какого труда и напряжения сил это стоит. Благо было кому не только бросить такой взгляд, но и вовремя вмешаться и справить положение. Таким человеком в русской армии был начальник главного штаба генерал Ермолов.
Вот как он описывает события этого дня: "Началось 19 число происшествиями памятными. Главнокомандующий, полагая, что войска, отступившие с вечера от Смоленска, успели отдалиться, удивлен был, найдя на прежнем месте весь корпус генерал-лейтенанта Багговута. Дурная проселочная дорога, худые переправы, ночь необычайно темная. Все это затрудняло передвижения артиллерии, войска еле двигались. И не было сомнения, что французы станут сильно нас преследовать".
Итак, положение становилось крайне опасным. И что же обнаруживает Ермолов, отправившись в ночную инспекцию? Обнаруживает капитана Сумского гусарского полка, который докладывает, что всего в трехстах шагах от того места, где они стоят, его атаковали французы, что он имеет много раненных, что бывшие с ним егеря из арьергарда генерала Горчакова отошли прежде чем пришла смена - отряд генерала Тучкова.
Приехав в ближайшую деревеньку, Ермолов обнаружил, что генерал Тучков-первый "весьма покойно ночует в этой деревеньке". Какие могут быть претензии к герою Бородинской битвы - генералу Тучкову-первому? Никаких. Да и Ермолов не совестит генерала. Смертельная усталость, а, может, кто знает, спокойствие и фатализм профессионала...
События этой ночи любопытны тем, что усилиями Ермолова была совершена редкая по тем временам операция - переброска пехоты на конных повозках к месту вражеского прорыва с удивительной быстротой. Причем, скорее интуитивно, чем зная наверняка, Ермолов указал место для концентрации сил нашего арьергарда. Это было то самое место, в которое днем собирались ударить французы, и место это, у сходящихся перед Дорогобужем дорог было вовремя занято и казаками генерала Карпова, и упомянутыми ранее Багговутом и Горчаковым, и, конечно же, проснувшимся Тучковым. Неприятель был остановлен.
События этого дня примечательны еще и тем, что в рассказах о нем впервые упоминается Кутузов. Ермолов сообщает, что предоставив реляцию о действиях арьергарда Барклаю де Толли, он получил от него приказание представить рапорт прямо на имя его светлости князя Голенищева-Кутузова. Любопытно, что произошло это еще до того, как войска узнали о назначении Михаила Илларионовича главнокомандующим русской армии.