Александр II. Эпоха великих реформ Лекции по истории России (часть 1)
Правление Александра II
Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ.
Предпосылки реформ
Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация — императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований. Поэтому в 1856 г . Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».
Отмена крепостного права
Важнейшим событием правления Александра II , за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г ., отменившая крепостное право. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г . с создания очередного Секретного комитета, полностью подчинявшегося императору. Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений. Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати.
В феврале 1858 г . Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который начал рассматривать составленные губернскими дворянскими комитетами проекты. В ходе обсуждений был разработан проект, по которому крестьянам предоставляется свобода, но без наделения землей. Это вызвало активизацию крестьянского движения в 1858 г . Правительство решило пересмотреть проект освобождения крестьян и провести реформу более радикально. С целью переработки проекта в феврале 1859 г . в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии, в которые вошли преимущественно либералы, под руководством Н. Милютина. К осени 1859 г . ими был составлен проект «Положения о крестьянах».
19 февраля 1861 г . была проведена реформа, отменившая крепостное право. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. Помещик терял право наказывать крестьян, они становились юридическими лицами, т. е. могли покупать землю, недвижимость, заключать сделки, открывать предприятия. Однако крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности.
Кроме того, крестьяне получали пашенные наделы по довольно сложной схеме, что тоже существенно ограничивало их передвижение. За два года должны были быть составлены уставные грамоты — соглашения между помещиками и крестьянами, оговаривавшие условия выкупа. После этого в течение 49 лет крестьяне становились «временнообязанными» и должны были выплатить помещику выкуп. Лишь после этого наделы становились собственностью крестьян. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, оно платило помещику при заключении выкупной сделки около 75% выкупной суммы. Крестьяне должны были ежегодно вносить государству 6% от этой суммы в течение 49 лет.
Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку.
«Положение» делило губернии на три части (черноземные, нечерноземные и степные земли). Внутри губерний выделялись местности, которые и делились на участки между помещиками -владельцами земель и их крестьянами. Нормы дележа устанавливались так, что помещик мог выбирать самые лучшие участки в свою долю, в том числе вклинивая свои земли в середину крестьянских полей. Это привело к возникновению «чересполосицы». Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики. В ходе подавления этих волнений было убито более 300 человек. В 1861 г . было зарегистрировано более 1370 выступлений, позже волна выступлений пошла на убыль. В целом освобождение крестьян было прогрессивным шагом, уничтожившим феодальный пережиток — крепостное право, что привело к денежным вливаниям в сельское хозяйство, подорвало «натуральный» уклад хозяйств, способствовало развитию капитализма.
Реформы 60~х гг. XIX в.
Проведение крестьянской реформы потребовало изменений и в других областях жизни.
Реформа финансов. В 1860 г . был создан Государственный банк для проведения выкупных расчетов между помещиками и крестьянами. В 1862 г . единственным распорядителем казенных средств стало Министерство финансов, которое самостоятельно планировало государственный бюджет и совместно с Государственным советом утверждало сметы отдельных ведомств. Для контроля над средствами в 1864 г . был реформирован Госз^дарственный контроль, который теперь не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности расходования бюджетных средств. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными.
Реформа местного самоуправления (земская реформа).
1 января 1864 г . были учреждены земства (всесословные органы в уездах и губерниях), в компетенцию которых входили: местное хозяйство, распределение государственных податей, устройство школ, больниц, приютов, содержание тюрем и путей сообщения. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы — «собрания гласных» (депутатов) — занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы — «земские управы» — занимались исполнением решении распорядительного сектора. Финансирование на выполнение постановлений было смешанным: 80% средств поступало от государства, остальное — за счет местных налогов (самофинансирование).
Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия — депутаты от землевладельцев — состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости (стоимостью от 15 тыс. руб.) Вторая курия — депутаты от городов — объединяла собственников промышленных и торговых заведений (годовой оборот не менее 6 тыс. руб.). Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства.
В конце
Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г . Ее проект, представленный в 1864 г ., долго обсуждался и переделывался. 16 июня 1870 г . было утверждено «Городовое положение», по которому в городах создавались Городская дума (законодательный орган) и Городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении.
Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую — более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью — все остальные. Каждое собрание избирало представителей в Городскую думу. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова (избирался Городской думой на 4 года) утверждался губернатором или министром внутренних дел, они же могли приостанавливать решения Городской думы.
Судебная реформа. 20 ноября 1864 г . была проведена судебная реформа. Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией.
Предварительное расследование велось судебными исполнителями. Вводилась адвокатура. Эта система дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях. В 1863 г . был принят закон, отменивший телесные наказания по приговорам судов. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
Реформа образования и печати была проведена в
Военная реформа началась в 1857 г . с ликвидации системы военных поселений и сокращения срока службы нижних чинов (с 25 до 10 лет). В
В 1865 г . началась военно-судебная реформа. В
Дальнейшая реформационная деятельность была прервана 1 марта 1881 г . убийством Александр II в результате террористического акта.
Внешняя политика
Основными задачами внешней политики России в этот период было освобождение от условий Парижского мирного договора (1856), подписанного по итогам Крымской войны. Кроме того, важными направлениями оставалось балканское, кавказское и среднеазиатское.
Летом 1870 г . российское правительство решило воспользоваться ослаблением Франции и разорвало кабальный Парижский договор. Пруссия поддержала Россию и в результате возник «Союз трех императоров» (Россия, Пруссия, Австрия).
Балканская проблема была связана с активизацией освободительных движений славянских народов, закабаленных Османской империей. Россия, претендовавшая на территории, охваченные восстаниями (Герцеговина, Босния, Болгария), пыталась вынудить Турцию дать этим народам конституцию. В июле 1876 г . Сербия и Черногория объявили Турции войну, что вызвало в России подъем панславизма (идеи политического объединения всех славян). В апреле 1877 г . Россия решает воспользоваться волнениями на Балканах, чтобы начать с Турцией войну. Исход русско-турецкой войны
На среднеазиатском направлении Россия действовала более решительно. В
Автор: Махнач Владимир Леонидович Выдающийся русский историк и православный просветитель, искусствовед (историк русской архитектуры), политический философ, русский имперский православный публицист.