Главная : Религия : Коловрат7520 :

История Библии. Типология священного писания (1/10)
История Библии. Типология священного писания (1/10)

История Библии. Типология священного писания

Библия является священным писанием для иудейского и христианского мира, однако священные тексты существуют и у народов, исповедующих другие религии. Священные тексты крупнейших религий мира были созданы в тот период времени, когда человек перешел от мифологического сознания к рациональной картине мира. Предпосылкой к созданию священных текстов было изобретение письменности и широкое распространение писчих материалов (глины и папируса). В христианской традиции Библия делится на Ветхий и Новый Завет. В иудаизме нет Нового Завета, а книги Ветхого Завета называются Танахом или Микрой. Он подразделяется на три части: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Обозначение «Ветхий Завет» является условным, поскольку «ветхим» он является только в понимании христианства, тогда как в иудаизме этот завет сохраняет силу. Кроме того, в книгах Ветхого Завета описывается не один, а несколько заветов между человеком и Богом. Ветхий завет был канонизирован в эллинистическую эпоху. Канонизация текста была результатом столкновения греческого мира, где сакральные тексты не записывались, и ближневосточного мира, где любой записанный текст автоматически становился сакральным. За пределами канона осталось множество произведений еврейской литературы, которые сейчас называются апокрифами.

Лекционный курс охватывает промежуток в три тысячи лет — от возникновения устной традиции Ветхого Завета до современных переводов Библии на младописьменные языки народов России. Курс знакомит слушателя с ключевыми проблемами историко-филологической дисциплины под названием библеистика. Библия рассматривается как целостное богословское произведение, содержащее концепцию спасения, которая стала основой христианства и иудаизма. Рассказ о судьбах народов Ближнего Востока и Европы вплетается в рассказ об истории Библии как книги — от свитка до электронного текста. Наконец, особое место отведено библейской критике, то есть филологическому анализу текста — его происхождению, развитию и контексту.

Об авторе Алексеев Анатолий Алексеевич

Родился 13 декабря 1941 году в Пятигорске (Ставропольский край). В 1967 году окончил филологический факультет Ленинградского университета (кафедра русского языка), был учеником выдающегося слависта и востоковеда Н. А. Мещерского. В 1970–2005 гг. — сотрудник Академии наук, работал в Институте языкознания и Институте русской литературы (Пушкинский Дом), где занимался составлением многотомного «Словаря русского языка XVIII века» и анализом переводов Библии в Древней Руси. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию «Из истории общественно-политической лексики русского языка XVIII века (гражданин — сословие — гражданское общество)», в 1984 году — докторскую диссертацию «Кирилло-Мефодиевское переводческое наследие и его исторические судьбы (Песнь песней в древней славянской письменности)». Активно сотрудничал с Российским Библейским обществом, был членом правления Общества. В 1993–2001 гг. был куратором проектов по подготовке и изданию подстрочных переводов Нового и Ветхого Завета, проекта «Славянский Новый Завет», а также перевода Библии на языки народов России. Читал лекции в университетах Германии, Израиля, Италии и Нидерландов, а также в христианских учебных заведениях России.

СКАЧАТЬ ВЫПУСК   27:32, 6.3 Мб
добавлен 29.03.13 08:10

Архив выпусков рубрики

На главную
О проекте
Программы
Контакты

Полная версия
Вход